РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительной профессиональной программы повышения

квалификации

«Рациональное использование медоносной базы»

 

 

 

 

 

 

Общая трудоемкость учебной дисциплины 16 академических часов

Форма обучения - очная

Форма итоговой аттестации - зачет

 

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ

Рабочая программа составлена с учетом требований профессионального стандарта «Пчеловод», утвержденного приказом Минтруда и социальной защиты Российской федерации от 8 сентября 2014 г № 617Н.

 

Разработчики:

 

доктор с.-х. наук, доцент Савин А.П.

 

 

руководитель Отделом дополнительного

профессионального образования

повышения квалификации Докукин Ю.В.

 

 

заместитель руководителя

Отделом дополнительного

профессионального образования

повышения квалификации Попкова М.А.

 

 

 

1. ОБЪЕМ ДПП

Общая трудоемкость программы составляет

Вид учебной работы

Всего, ак. часов

Аудиторные занятия (всего)

16

в том числе:

--

Лекции

14

Практические занятия (ПЗ)

1

Другие виды аудиторной работы

-

Самостоятельная работа (всего)

-

в том числе:

-

Подготовка к зачету

-

Итоговая аттестация

1

Общая трудоемкость, час.

16


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Разделы программы и виды работ

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практ. занятия.

Всего ак.час.

(без экзам)

Формируемые компетенции

1.

Технология возделывания и рационального использования энтомофильных культур

12

 

12

ПК3.1.

ПК3.2.

2.

Медоносно-садоводческое направление в специализации фермерского хозяйства

1

 

1

ПК3.1.

ПК3.2.

3.

Варианты создания непрерывного медоносного конвейера для пчеловодных хозяйств

1

 

1

ПК3.1.

ПК3.2.

4.

Определение медового потенциала пасеки в радиусе продуктивного лета пчел

 

1

1

ПК3.2.

 

Зачет

 

 

1

 

 

Всего

14

1

16

 



2.2. Лекционные занятия

п/п

раздела

Темы лекций

Трудоемкость (ак.час.)

Формируемые компетенции

1

1.

Технология возделывания и рационального использования донника желтого, белого и однолетнего

2

ПК3.1.

ПК3.2.

2

Технология возделывания и рационального использования козлятника восточного

2

ПК3.1.

ПК3.2.

3

Технология возделывания и рационального использования фацелии пижмолистной

2

ПК3.1.

ПК3.2.

4

Технология возделывания и рационального использования сильфии пронзеннолистной

2

ПК3.1.

ПК3.2.

5

Технология возделывания и рационального использования мордовника шароголового

1

ПК3.1.

ПК3.2.

6

Технология возделывания и рационального использования эфиромасличных и лекарственных энтомофильных культур

1

ПК3.1.

ПК3.2.

7

Технология возделывания и рационального использования синяка

1

ПК3.1.

ПК3.2.

8

Использование посевов традиционных бобовых культур

1

ПК3.1.

ПК3.2.

9

2.

Медоносно-садоводческое направление в специализации фермерского хозяйства

1

ПК3.1.

ПК3.2.

10

3.

Варианты создания непрерывного медоносного конвейера для пчеловодных хозяйств

1

ПК3.1.

ПК3.2.

 

 

Всего

14

 


2.3. Практические занятия


п/п

раздела

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость (ак.час.)

Формируемые компетенции

1

4

Определение медового потенциала пасеки в радиусе продуктивного лета пчел

1

ПК3.2.

 

Всего

 

1

 




3. Соответствие компетенций, формируемых при ДПП

Перечень компетенций

Виды занятий

Формы контроля

Л.

Пр.

ПК3.1.

+

-

Устный опрос, зачет.

ПК3.2.

+

+

Устный опрос, зачет

 

 

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК 3.1.

ПК 3.1. – Приучать пчел к опыляемым культурам

Технологии формирования

Средства и технологии оценки

лекции, практические занятия

устный опрос (собеседование), итоговая аттестация (зачёт)

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК 3.2.

ПК 3.2. – Использовать пчел для опыления различных сельскохозяйственных культур, в т.ч. в теплице.

Технологии формирования

Средства и технологии оценки

лекции, практические занятия

устный опрос (собеседование), итоговая аттестация (зачёт)



4. Организационно-педагогические условия


4.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная литература

Кривцов Н.И., Лебедев В.И., Туников Г.М.Пчелловодство. – М: Колос, 2007, - 512 с.

Глухов М.М. Медоносные растения. – М: Колос, 1974

Пономарева Е.Г., Детерлеева Н.Б. Медоносные ресурсы и опыление селльскохозяйственных растений. – М: Агропромиздат, 1986. – 224 с.

 

Дополнительная литература

Кривцов Н.И., Савин А.П., Сокольский С.С. и др. Медоносные растения европейской части России и их пыльца – Рязань-Рыбное: ФГОУ ВПО РГАТУ, ГНУ НИИП Россельхозакадемии, 2009, – 328 с.

Кривцов Н.И., Савин А.П., Полевова С.В. и др. Нектароносные растения Рязанской области и их пыльца – Рыбное: ГНУ НИИП Россельхозакадемии, 2007, – 288 с.

Савин А.П., Докукин Ю.В. Технология возделывания основных медоносных культур. – Рязань: Рязоблтипография, 2010, - 111 с.

Докукин Ю.В., Савин А.П. Технология возделывания лофанта анисового - культура медоносного использования. – Рыбное: Россельхозакадемия, НИИ пчеловодства, 2010. – 17с.

Докукин Ю.В., Савин А.П. Технология возделывания синюхи голубой - культура медоносного использования. – Рыбное: ГНУ НИИ пчеловодства, 2011. – 18с.

Савин А.П., Гудимова Н.А. Технология возделывания и комплексного использования медоносной культуры – кориандра. – Рыбное: ФГБНУ «НИИ пчеловодства», 2017. – 18с.

Савин А.П. Донниковая система земледелия. – Рыбное, 2006 – 23 с.

Бурмистров А.Н., Ишемгулов И.М. Учет медоносных ресурсов и оценка ннектарной и пыльцевой продуктивности растений (методические указания). – М: Россельхозакадемия, НИИ пчеловодства, 2001. – 25 с.


4.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины:


Аудитории (помещения, места) для проведения занятий:

Лекции проводятся в аудитории №13;

Лабораторные занятия проводятся в аудитории №18.

Перечень специализированного оборудования


Для лекционных занятий

Наименование

оборудования

 

Марка

ШТ.

Переносной экран на треноге

APOLLO

1

Мультимедийный проектор

Toshiba TLP-XC 2000

1

Ноутбук

Lenovo

1



Для лабораторных занятий

Наименование

оборудования

 

Марка

ШТ.

Переносной экран на треноге

APOLLO

1

Мультимедийный проектор

Toshiba TLP-XC 2000

1

Ноутбук

Lenovo

1


Плакаты, гербарий образцов растений.

5. Оценка качества освоения программы

5.1. Аттестация успеваемости слушателей

Аттестация успеваемости слушателей – важнейшая форма контроля образовательной деятельности, включающая в себя целенаправленный систематический мониторинг освоения дополнительной профессиональной программы.

Основными формами контроля освоения программы являются текущий и итоговый.

Текущий контроль – это непрерывно осуществляемый мониторинг усвоения уровня знаний слушателей, формирования их умений и навыков за фиксируемый период времени. Формами и методами текущего контроля могут быть: дискуссии; кейс-стадии (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций); контроль выполнения и проверка отчетности по практическим работам. Текущий и контроль проводится в рамках аудиторной работы слушателя. Оценочные средства для текущего контроля слушателей по каждой дисциплине (модулю) учебного плана содержат типовые контрольные задания, или иные методические материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения программы. Примерный перечень оценочных средств по дополнительной профессиональной программе представлен в Приложении № 1.

Итоговый контроль является обязательным и осуществляется после освоения программы повышения квалификации в полном объеме. К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные курсом обучения. Итоговый контроль проводится в сроки, предусмотренные учебным расписанием занятий. Для определения степени формирования и развития компетенций слушателя итоговый контроль по программе заключается в сдаче семинара-зачета или зачета.

Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

5.2. Критерии оценивания знаний слушателей в процессе итогового контроля по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

Основой для определения оценки в процессе итогового контроля по программе повышения квалификации служит уровень усвоения слушателями материала, предусмотренного учебными программами дисциплин.

Общими критериями оценки ответа слушателей на семинаре-зачете/зачете являются следующие:

Знание фактического материала по соответствующему вопросу.

Знание современных теоретических подходов к изучению рассматриваемой проблемы и умение использовать их в практическом аспекте.

Умение аргументировано излагать собственную точку зрения.

Умение логически правильно построить ответ, выявить причинно-следственные связи, четко обобщить изложенный материал.

Знание определений базовых понятий (терминов) дисциплины.

Критерии оценки знаний слушателей на семинаре-зачете/зачете:


оценка «зачтено»

Слушатель показал глубокое знание учебно-программного материала, успешно усвоил основную и дополнительную литературу по курсу, не допустил (допустил незначительные) ошибки в процессе устного опроса

оценка «не зачтено»

Слушатель показал пробелы в знаниях учебно-программного материала, не усвоил основную и дополнительную литературу по курсу, допустил значительные ошибки в процессе устного опроса


При оценке знаний слушателей в ходе итогового контроля обязательно учитывается степень активности, характер и результаты совокупной учебной деятельности слушателей по освоению программы, в том числе оценка их работы занятиях.

 


 

Приложение № 1

Примерный перечень оценочных средств по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Технология возделывания и рационального использования донника желтого.

2. Технология возделывания и рационального использования донника белого.

3. Технология возделывания и рационального использования донника однолетнего.

4. Технология возделывания и рационального использования сильфии пронзеннолистной.

5. Технология возделывания и рационального использования мордовника шароголового.

6. Технология возделывания и рационального использования змееголовника молдавского.

7. Технология возделывания и рационального использования лофанта анисового.

8. Технология возделывания и рационального использования мяты перечной.

9. Технология возделывания и рационального использования кориандра посевного.

10. Технология возделывания и рационального использования лаванды.

11. Технология возделывания и рационального использования мелиссы и котовника.

12. Технология возделывания и рационального использования пустырника сердечного.

13. Технология возделывания и рационального использования фацелии пижмолистной

14. Технология возделывания и рационального использования синяка обыкновенного.

15. Технология возделывания и рационального использования клевера лугового.

16. Медоносно-садоводческое направление в специализации фермерского хозяйства

17. Технология возделывания и рационального использования гречихи посевной.

18. Варианты создания непрерывного медоносного конвейера для пчеловодных хозяйств.

19. Определение медового потенциала пасеки в радиусе продуктивного лета пчел.

20. Какие энтомофильные деревья и кустарники необходимо высаживать при создании полезащитных лесных полос?