МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПЧЕЛОВОДСТВА»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительной профессиональной программы повышения

квалификации

«Продукты пчеловодства, их экспертиза и стандартизация»

 

 Общая трудоемкость учебной дисциплины 40 академических часов

Форма обучения - очная

Форма итоговой аттестации - зачет

  

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ

Рабочая программа составлена с учетом требований профессионального стандарта «Пчеловод», утвержденного приказом Минтруда и социальной защиты Российской федерации от 8 сентября 2014 г № 617Н.

 

Разработчики:

 

руководитель Отделом дополнительного

профессионального образования

повышения квалификации                                                             Докукин Ю.В.

 

 

заместитель руководителя

Отделом дополнительного

профессионального образования

повышения квалификации                                                             Попкова М.А.

 

кандидат с.-х. наук                                                                        Будникова Н.В.

 

кандидат с.-х. наук                                                                         Русакова Т.М.  

  

  1. ОБЪЕМ ДПП

Общая трудоемкость программы составляет

Вид учебной работы

Всего, ак. часов

Аудиторные занятия (всего)

40

в том числе:

--

Лекции

16

Практические занятия (ПЗ)

23

Другие виды аудиторной работы

-

Самостоятельная работа (всего)

-

в том числе:

-

Подготовка к зачету

-

Итоговая аттестация

1

Общая трудоемкость, час.

40

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Разделы программы и виды работ

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практ. занятия.

Всего ак.час.

(без экзам)

Формируемые компетенции

1.

Мед натуральный. Происхождение, классификация. Химический состав и свойства.

4

5

9

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

2.

Молочко маточное пчелиное. Химический состав и свойства маточного молочка

2

3

5

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

3.

Пыльцевая обножка. Происхождение, химический состав и физико-химические свойства.

3

3

6

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

4.

Перга. Происхождение, химический состав и физико-химические свойства

2

3

5

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

5.

Прополис. Происхождение, химический состав и физико-химические свойства.

3

3

6

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

6.

Пчелиный яд-сырец. Химический состав яда. Физико-химические свойства. Биологическая активность, применение пчелиного яда

2

 

2

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

7.

Методы определения качества воска пчелиного и вощины

 

6

6

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

 

Зачет

 

 

1

 

 

Всего

16

23

40

 

 

2.2. Лекционные занятия

№ п/п

№ раздела

Темы лекций

Трудоемкость (ак.час.)

Формируемые компетенции

1

1.

Мед натуральный. Происхождение, классификация. Химический состав и свойства.

4

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

2

2.

Молочко маточное пчелиное. Химический состав и свойства маточного молочка

2

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

3

3.

Пыльцевая обножка. Происхождение, химический состав и физико-химические свойства.

3

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

4

4.

Перга. Происхождение, химический состав и физико-химические свойства

2

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

5

5.

Прополис. Происхождение, химический состав и физико-химические свойства.

3

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

6

6.

Пчелиный яд-сырец. Химический состав яда. Физико-химические свойства. Биологическая активность, применение пчелиного яда

2

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

 

 

Всего

16

 

 

2.3. Практические занятия

 

№ п/п

№ раздела

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость (ак.час.)

Формируемые компетенции

1.

1

Освоение методов определения качества натурального меда

5

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

2.

2

Экспертиза качества маточного молочка

3

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

3.

3

Методы определения качества пыльцевой обножки

3

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

4.

4

Освоение методов определения качества перги

3

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

5.

5

Освоение методов определения качества прополиса

3

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

6.

7

Методы определения качества воска пчелиного

4

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

7.

Освоение методов определения качества вощины

2

ПК1.5.

ПК4.1.

ПК4.3.

 

Всего

 

23

 

 

  1. Соответствие компетенций, формируемых при ДПП

Перечень компетенций

Виды занятий

Формы контроля

Л.

Пр.

ПК1.5.

+

+

Устный опрос, зачет.

ПК4.1.

+

+

Устный опрос, зачет.

ПК4.3.

+

+

Устный опрос, зачет.

  

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК 1.5.

ПК 1.5. – Обеспечивать производство меда, воска и другой продукции

Технологии формирования

Средства и технологии оценки

лекции, практические занятия

устный опрос (собеседование), итоговая аттестация (зачёт)

 

ПК 4.1. – Планировать основные показатели производства продукции и оказания услуг в области пчеловодства

Технологии формирования

Средства и технологии оценки

лекции, практические занятия

устный опрос (собеседование), итоговая аттестация (зачёт)

 

ПК 4.3. – Осуществлять контроль и оценку хода и результатов выполнения работ и оказания услуг исполнителями

Технологии формирования

Средства и технологии оценки

лекции, практические занятия

устный опрос (собеседование), итоговая аттестация (зачёт)

 

  1. Организационно-педагогические условия

 

4.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная литература

  1. Ивашевская Е.Б., Экспертиза продуктов пчеловодства. Качество и безопасность : Учеб.-справ. пособие / Е.Б. Ивашевская, В.И. Лебедев, О.А. Рязанова, В.М. Позняковский; под общ. ред. В.М. Позняковского. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 208 с.

2.            Джарвис Д.С. Мёд и другие естественные продукты./ Д.С.Джарвис – Москва, 1995 г. – 117с.

 

Дополнительная литература

  1. Омаров Ш.М. Апитерапия [текст] : продукты пчеловодства в мире медицины / Ш. М. Омаров. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г. – 351с.
  2. Синяков А.Ф. Большой медовый лечебник/ А.Ф.Синяков - М.: Эксмо, 2009 г. – 640с.
  3. Асафова Н.Н. Физиологически активные продукты пчелиной семьи: общебиологические и эколого-химические аспекты. Физиологическое обоснование практического применения. / Н.Н.Асафова, Б.И.Орлов, Р.Б.Козин– Нижний Новгород: Перспективы, 2001 г. – 360с.
  4. Вахонина Т.В. Пчелиная аптека./ Т.В.Вахонина – СПб.: Лениздат, 1992 г. – 190с.

 

4.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

 Аудитории (помещения, места) для проведения занятий:

Лекции проводятся в аудитории №13;

Лабораторные занятия проводятся в аудитории №18.

Перечень специализированного оборудования

 Для лекционных занятий

Наименование

оборудования

 

Марка

ШТ.

Переносной экран на треноге

APOLLO

1

Мультимедийный проектор

Toshiba TLP-XC 2000

1

Ноутбук

Lenovo

1

  Для лабораторных занятий

Наименование

оборудования

 

Марка

ШТ.

Переносной экран на треноге

APOLLO

1

Мультимедийный проектор

Toshiba TLP-XC 2000

1

Ноутбук

Lenovo

1

 

Плакаты, микроскоп, лабораторная посуда, продукты пчеловодства, реактивы.

 

  1. Оценка качества освоения программы

5.1. Аттестация успеваемости слушателей

Аттестация успеваемости слушателей – важнейшая форма контроля образовательной деятельности, включающая в себя целенаправленный систематический мониторинг освоения дополнительной профессиональной программы.

Основными формами контроля освоения программы являются текущий и итоговый.

Текущий контроль – это непрерывно осуществляемый мониторинг усвоения уровня знаний слушателей, формирования их умений и навыков за фиксируемый период времени. Формами и методами текущего контроля могут быть: дискуссии; кейс-стадии (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций); контроль выполнения и проверка отчетности по практическим работам. Текущий и контроль проводится в рамках аудиторной работы слушателя. Оценочные средства для текущего контроля слушателей по каждой дисциплине (модулю) учебного плана содержат типовые контрольные задания, или иные методические материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения программы. Примерный перечень оценочных средств по дополнительной профессиональной программе представлен в Приложении № 1.

Итоговый контроль является обязательным и осуществляется после освоения программы повышения квалификации в полном объеме. К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные курсом обучения. Итоговый контроль проводится в сроки, предусмотренные учебным расписанием занятий. Для определения степени формирования и развития компетенций слушателя итоговый контроль по программе заключается в сдаче семинара-зачета или зачета.

Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

5.2. Критерии оценивания знаний слушателей в процессе итогового контроля по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

Основой для определения оценки в процессе итогового контроля по программе повышения квалификации служит уровень усвоения слушателями материала, предусмотренного учебными программами дисциплин.

Общими критериями оценки ответа слушателей на семинаре-зачете/зачете являются следующие:

  • Знание фактического материала по соответствующему вопросу.
  • Знание современных теоретических подходов к изучению рассматриваемой· проблемы и умение использовать их в практическом аспекте.
  • Умение аргументировано излагать собственную точку зрения.
  • Умение логически правильно построить ответ, выявить причинно-следственные связи, четко обобщить изложенный материал.
  • Знание определений базовых понятий (терминов) дисциплины.

Критерии оценки знаний слушателей на семинаре-зачете/зачете:

 

оценка «зачтено»

Слушатель показал глубокое знание учебно-программного материала, успешно усвоил основную и дополнительную литературу по курсу, не допустил (допустил незначительные) ошибки в процессе устного опроса

оценка «не зачтено»

Слушатель показал пробелы в знаниях учебно-программного материала, не усвоил основную и дополнительную литературу по курсу, допустил значительные ошибки в процессе устного опроса

 

При оценке знаний слушателей в ходе итогового контроля обязательно учитывается степень активности, характер и результаты совокупной учебной деятельности слушателей по освоению программы, в том числе оценка их работы занятиях.

 

Приложение № 1

Примерный перечень оценочных средств по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЙ

  1. Мед натуральный, классификация, основные виды и сорта меда натурального и их характеристика. Каков химический состав и пищевая ценность меда натурального.
  2. Требования безопасности предъявляют к меду натуральному согласно нормативным документам? Условия и сроки хранения меда натурального.
  3. Молочко маточное пчелиное. Характеристика, химический состав. Назовите способы стабилизации маточного молочка.
  4. Условия и сроки хранения маточного молочка. Требования к качеству и безопасности предъявляют к молочку маточному пчелиному согласно нормативным документам.
  5. Пыльцевая обножка: состав, свойства, применение. Сбор цветочной пыльцы пчелами. Отбор пыльцевой обножки пыльцеуловителями.
  6. Условия и сроки хранения пыльцевой обножки? Требования к качеству и безопасности предъявляют к пыльцевой обножке согласно нормативным документам?
  7. Перга, ее происхождение, химический состав и свойства.
  8. Контроль качества и условия хранения перги.
  9. Прополис - действующее определение. Биологическая активность прополиса.
  10. Какие физико-химические показатели используют для контроля качества прополиса согласно нормативной документации.
  11. Назовите природные источники прополиса.

12.Пчелиный яд. Строение жалящего аппарата пчелы. Способы получения пчелиного яда.

13.Состав пчелиного яда. От чего зависит количество основных компонентов пчелиного яда.

14.Факторы, определяющие химический состав цветочной пыльцы

15.Биологическая активность пыльцевой обножки и перги.

 

 ВОПРОСЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЙ

 

  1. Для чего определяют влажность меда натурального? Какова последовательность определения массовой доли воды в меде натуральном?
  2. Для чего необходимо проводить пыльцевой анализ меда натурального? Процентная идентификация ботанического происхождения.
  3. Для чего необходимо проводить качественный анализ на содержание гидроксиметилфурфураля в меду натуральном?
  4. Массовая доля сухих веществ маточного молочка. Методы определения массовой доли сухих веществ в маточном молочке.
  5. Какие основные показатели качества маточного молочка определяют наличие в нем ненасыщенных соединений.
  6. Для чего необходимо проводить определение концентрации водородных ионов и массовой доли воска в маточном молочке.
  7. Этапы, проведения метода определения массовой доли сырого протеина в молочке маточном пчелином.
  8. Последовательность проведения метода определения массовой доли флавоноидных соединений в пыльцевой обножке и перге.
  9. Этапы проведения метода определения массовой доли сырого протеина.в в пыльцевой обножке и перге.
  10. Сущность и последовательность метода определения массовой доли золы и минеральных примесей?
  11. Для чего необходимо проводить определение массовой доли влаги и концентрации водородных ионов в продуктах пчеловодства?
  12. Что можно определить с помощью пробы Бюхнера?
  13. Какое количество производственного воска разрешено добавлять к пасечному при изготовлении вощины?
  14. Методы проведения определения качества вощины, последовательность проведения определения размера листа и размера между сторонами ячейки.
  15. Для чего определяют содержание массовой доли механических примесей, воска в прополисе. Какова их норма согласно нормативной документации?

 

МЕНЮ

Cookies

На этом сайте используются файлы cookie. Нажимая ПРИНЯТЬ или продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.