РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительной профессиональной программы повышения
квалификации
«Мёд натуральный. Экспертиза качества и безопасности»
Общая трудоемкость учебной дисциплины 30 академических часа
Форма обучения - очная
Форма итоговой аттестации - зачет
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ
Рабочая программа составлена с учетом требований профессионального стандарта «Пчеловод», утвержденного приказом Минтруда и социальной защиты Российской федерации от 8 сентября 2014 г № 617Н.
- ОБЪЕМ ДПП
Общая трудоемкость программы составляет
Вид учебной работы |
Всего, ак. часов |
Аудиторные занятия (всего) |
30 |
в том числе: |
-- |
Лекции |
10 |
Практические занятия (ПЗ) |
19 |
Другие виды аудиторной работы |
- |
Самостоятельная работа (всего) |
- |
в том числе: |
- |
Подготовка к зачету |
- |
Итоговая аттестация |
1 |
Общая трудоемкость, час. |
30 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Разделы программы и виды работ
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекции |
Практ. занятия. |
Всего ак.час. (без экзам) |
Формируемые компетенции |
1. |
Мед натуральный |
10 |
|
10 |
ПК1.5. |
2. |
Исследование качественных характеристик меда натурального. |
|
19 |
19 |
ПК4.3. |
|
Зачет |
|
|
1 |
|
|
Всего |
10 |
19 |
30 |
|
2.2. Лекционные занятия
№ п/п |
№ раздела |
Темы лекций |
Трудоемкость (ак.час.) |
Формируемые компетенции |
1. |
1 |
Мед натуральный. Происхождение классификация |
2 |
ПК1.5. |
2. |
Состав и свойства натурального меда |
2 |
ПК1.5. |
|
3. |
Технология переработки меда |
2 |
ПК 1.5. |
|
4. |
Экспертиза качества и безопасности натурального меда |
2 |
ПК1.5. |
|
5. |
Подтверждение соответствия качеству и безопасности меда |
2 |
ПК1.5. |
|
|
|
Всего |
10 |
|
2.3. Практические занятия
№ п/п |
№ раздела |
Тематика практических занятий (семинаров) |
Трудоемкость (ак.час.) |
Формируемые компетенции |
1. |
2 |
Органолептическая оценка образцов монофлерных медов |
2 |
ПК4.3. |
2. |
Рефрактометрический метод определения массовой доли воды в меде |
1 |
ПК4.3. |
|
3. |
Определение гидроксиметилфурфураля качественной реакцией |
1 |
ПК4.3. |
|
4. |
Определение пади в меде уксусно-свинцовой реакцией |
2 |
ПК4.3. |
|
5. |
Метод пыльцевого анализа меда |
2 |
ПК4.3. |
|
6. |
Метод определения диастазного числа |
3 |
ПК4.3. |
|
7. |
Метод определения массовой доли редуцирующих сахаров и сахарозы |
2 |
ПК4.3. |
|
8. |
Определение свободной кислотности |
2 |
ПК4.3. |
|
9. |
Определение электропроводности |
2 |
ПК4.3. |
|
10. |
Определение пролина |
2 |
ПК4.3. |
|
17. |
Всего |
|
19 |
|
- Соответствие компетенций, формируемых при ДПП
Перечень компетенций |
Виды занятий |
Формы контроля |
|
Л. |
Пр. |
||
ПК1.5. |
+ |
+ |
Устный опрос, зачет. |
ПК 4.3. |
+ |
+ |
Устный опрос, зачет |
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК 1.5.
ПК 1.5. – Обеспечить производство меда, воска и другой продукции пчеловодства |
|
Технологии формирования |
Средства и технологии оценки |
лекции, практические занятия |
устный опрос (собеседование), итоговая аттестация (зачёт) |
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК 4.3.
ПК 2.3. – Осуществлять контроль и оценку хода и результатов выполнения работ и оказания услуг исполнителями |
|
Технологии формирования |
Средства и технологии оценки |
лекции, практические занятия |
устный опрос (собеседование), итоговая аттестация (зачёт) |
- Организационно-педагогические условия
4.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Основная литература
Ивашевская, Е.Б. Рязанова, О. А. Лебедев, В. И. Позняковский, В. М. Экспертиза продуктов пчеловодства: качество и безопасность// http://e.lanbook.com/books/element.php.ru/.
- Каплич, Р. Б. Пчеловодство: Мед пчелиный [Электронный ресурс] : учебник / И. С. Серяков, И. П. Ковбаса. – Электрон. текстовые данные. – М: Издательство Новое знание, 2014. – 390 с. – Режим доступа http://e.lanbook.com/books/element.php.ru/. – [ЭБС «Лань»].
Дополнительная литература
- Гоннэ, М. Дегустация меда // М. Гоннэ, Г. Ваш / UNAF-APIMONDIA, Париж, 186 с.
- Морева, Л. Я. Методика сенсорного определения качества меда (схема колеса запахов и ароматов меда) / Л. Я. Морева, М. А. Козуб, Л. С. Абромчук / Краснодар – 2012, с. 14.
- Хельмут, Х. Все о меде: Обработка меда / Х. Хельмут, К. Люлльманн. – М. : Астрель, 2011. – 316 с.
- ГОСТ 19792-2017 Мед натуральный. Технические условия.
- ГОСТ 31766—2012 Меды монофлорные. Технические условия
- ГОСТ 32168-2013 Мед. Метод определения падевого меда
- ГОСТ 31768—2012 Мед натуральный. Методы определения гидроксиметилфурфураля
- ГОСТ 31774—2012 Мед. Рефрактометрический метод определения воды
- ГОСТ 34232—2017 Мед. Методы определения активности сахаразы. диастазного числа, нерастворимых веществ.
4.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Аудитории (помещения, места) для проведения занятий:
Лекции проводятся в аудитории №13;
Лабораторные занятия проводятся в аудитории №18.
Перечень специализированного оборудования
Для лекционных занятий
Наименование оборудования
|
Марка |
ШТ. |
Переносной экран на треноге |
APOLLO |
1 |
Мультимедийный проектор |
Toshiba TLP-XC 2000 |
1 |
Ноутбук |
Lenovo |
1 |
Для лабораторных занятий
Наименование оборудования
|
Марка |
ШТ. |
Переносной экран на треноге |
APOLLO |
1 |
Мультимедийный проектор |
Toshiba TLP-XC 2000 |
1 |
Ноутбук |
Lenovo |
1 |
Плакаты, приборы и оборудования для проведения экспертизы и определения качества мёда, образцы меда.
- Оценка качества освоения программы
5.1. Аттестация успеваемости слушателей
Аттестация успеваемости слушателей – важнейшая форма контроля образовательной деятельности, включающая в себя целенаправленный систематический мониторинг освоения дополнительной профессиональной программы.
Основными формами контроля освоения программы являются текущий и итоговый.
Текущий контроль – это непрерывно осуществляемый мониторинг усвоения уровня знаний слушателей, формирования их умений и навыков за фиксируемый период времени. Формами и методами текущего контроля могут быть: дискуссии; кейс-стадии (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций); контроль выполнения и проверка отчетности по практическим работам. Текущий и контроль проводится в рамках аудиторной работы слушателя. Оценочные средства для текущего контроля слушателей по каждой дисциплине (модулю) учебного плана содержат типовые контрольные задания, или иные методические материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения программы. Примерный перечень оценочных средств по дополнительной профессиональной программе представлен в Приложении № 1.
Итоговый контроль является обязательным и осуществляется после освоения программы повышения квалификации в полном объеме. К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные курсом обучения. Итоговый контроль проводится в сроки, предусмотренные учебным расписанием занятий. Для определения степени формирования и развития компетенций слушателя итоговый контроль по программе заключается в сдаче семинара-зачета или зачета.
Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.
5.2. Критерии оценивания знаний слушателей в процессе итогового контроля по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
Основой для определения оценки в процессе итогового контроля по программе повышения квалификации служит уровень усвоения слушателями материала, предусмотренного учебными программами дисциплин.
Общими критериями оценки ответа слушателей на семинаре-зачете/зачете являются следующие:
- Знание фактического материала по соответствующему вопросу.
- Знание современных теоретических подходов к изучению рассматриваемой· проблемы и умение использовать их в практическом аспекте.
- Умение аргументировано излагать собственную точку зрения.
- Умение логически правильно построить ответ, выявить причинно-следственные связи, четко обобщить изложенный материал.
- Знание определений базовых понятий (терминов) дисциплины.
Критерии оценки знаний слушателей на семинаре-зачете/зачете:
оценка «зачтено» |
Слушатель показал глубокое знание учебно-программного материала, успешно усвоил основную и дополнительную литературу по курсу, не допустил (допустил незначительные) ошибки в процессе устного опроса |
оценка «не зачтено» |
Слушатель показал пробелы в знаниях учебно-программного материала, не усвоил основную и дополнительную литературу по курсу, допустил значительные ошибки в процессе устного опроса |
При оценке знаний слушателей в ходе итогового контроля обязательно учитывается степень активности, характер и результаты совокупной учебной деятельности слушателей по освоению программы, в том числе оценка их работы занятиях.
Приложение № 1
Примерный перечень оценочных средств по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЙ
- Мед натуральный – что это? (действующее определение).
- В какой последовательности происходит процесс образования меда натурального? Опишите особенности каждого этапа его происхождения.
- Классификация меда натурального.
- Основные виды и сорта меда натурального и их характеристика.
- Каков химический состав и пищевая ценность меда натурального?
- Опишите биохимические процессы, протекающие в меду и способствующие его длительному хранению.
- Назовите основные углеводы и ферменты в составе меда. Опишите их значение.
- Назовите и опишите основные физические свойства меда натурального.
- В какой последовательности происходит процесс получения и первичной обработки меда? Опишите особенности каждого этапа.
- Назовите основные виды и условия обработки меда натурального.
- Опишите влияние переработки и хранения на мед. Назовите требования к помещению и емкостям для хранения меда.
- Какие физико-химические показатели используют для контроля качества меда натурально согласно ГОСТ 19792-2017 Мед натуральный. Технические условия?
- Какие требования безопасности предъявляют к меду натуральному согласно нормативным документам?
- Основные способы выявления фальсификации меда натурального.
- В какой последовательности происходит подтверждение соответствия качеству и безопасности меда натурального?
ВОПРОСЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЙ
- Для чего проводят органолептическую оценку меда?
- Какова последовательность определения вкуса, аромата, внешнего вида и консистенции меда?
- Какие виды кристаллизации меда различают?
- Для чего определяют влажность меда натурального? Какова последовательность определения массовой доли воды в меде натуральном?
- Какие основные принципы определения воды в меде натуральном согласно ГОСТ 31774—2012 Мед. Рефрактометрический метод определения воды?
- Для чего необходимо проводить качественный анализ на содержание гидроксиметилфурфураля в меду натуральном?
- На чем основан метод качественного определения гидроксиметилфурфураля в меду натуральном?
- Основные принципы и последовательность проведения реакции Селиванова-Фиге.
- Опишите зависимость окраски полученного раствора от количественного содержания гидроксиметилфурфураля.
- Для чего необходимо проводить качественную реакцию на падь?
- На чем основана известковая реакция? Опишите проведение известковой качественной реакции на падь.
- На чем основана уксусно-свинцовая реакция на падь? Опишите проведение уксусно-свинцовой качественной реакции на падь.
- Для чего необходимо проводить пыльцевой анализ меда натурального? Процентная идентификация ботанического происхождения.
- Этапы проведения метода определения ботанического происхождения.
- Для чего необходим фермент диастаза в меду? Основные принципы определения активности диастазы в меде.