МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПЧЕЛОВОДСТВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительной профессиональной программы повышения

квалификации

«Мёд натуральный. Экспертиза качества и безопасности»

 

Общая трудоемкость учебной дисциплины 30 академических часа

Форма обучения - очная

Форма итоговой аттестации - зачет

  

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЙ

Рабочая программа составлена с учетом требований профессионального стандарта «Пчеловод», утвержденного приказом Минтруда и социальной защиты Российской федерации от 8 сентября 2014 г № 617Н.

 

 

  1. ОБЪЕМ ДПП

Общая трудоемкость программы составляет

Вид учебной работы

Всего, ак. часов

Аудиторные занятия (всего)

30

в том числе:

--

Лекции

10

Практические занятия (ПЗ)

19

Другие виды аудиторной работы

-

Самостоятельная работа (всего)

-

в том числе:

-

Подготовка к зачету

-

Итоговая аттестация

1

Общая трудоемкость, час.

30

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Разделы программы и виды работ

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практ. занятия.

Всего ак.час.

(без экзам)

Формируемые компетенции

1.

Мед натуральный

10

 

10

ПК1.5.

2.

Исследование качественных характеристик меда натурального.

 

19

19

ПК4.3.

 

Зачет

 

 

1

 

 

Всего

10

19

30

 

 

 

2.2. Лекционные занятия

№ п/п

№ раздела

Темы лекций

Трудоемкость (ак.час.)

Формируемые компетенции

1.

1

Мед натуральный. Происхождение классификация

2

ПК1.5.

2.

Состав и свойства натурального меда

2

ПК1.5.

3.

Технология переработки меда

2

ПК 1.5.

4.

Экспертиза качества и безопасности натурального меда

2

ПК1.5.

5.

Подтверждение соответствия качеству и безопасности меда

2

ПК1.5.

 

 

Всего

10

 

 

  2.3. Практические занятия

 

№ п/п

№ раздела

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость (ак.час.)

Формируемые компетенции

1.

2

Органолептическая оценка образцов монофлерных медов

2

ПК4.3.

2.

Рефрактометрический метод определения массовой доли воды в меде

1

ПК4.3.

3.

Определение гидроксиметилфурфураля качественной реакцией

1

ПК4.3.

4.

Определение пади в меде уксусно-свинцовой реакцией

2

ПК4.3.

5.

Метод пыльцевого анализа меда

2

ПК4.3.

6.

Метод определения диастазного числа

3

ПК4.3.

7.

Метод определения массовой доли редуцирующих сахаров и сахарозы

2

ПК4.3.

8.

Определение свободной кислотности

2

ПК4.3.

9.

Определение электропроводности

2

ПК4.3.

10.

Определение пролина

2

ПК4.3.

17.

Всего

 

19

 

 

  1. Соответствие компетенций, формируемых при ДПП

Перечень компетенций

Виды занятий

Формы контроля

Л.

Пр.

ПК1.5.

+

+

Устный опрос, зачет.

ПК 4.3.

+

+

Устный опрос, зачет

 

 

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК 1.5.

ПК 1.5. – Обеспечить  производство меда, воска и другой продукции пчеловодства

Технологии формирования

Средства и технологии оценки

лекции, практические занятия

устный опрос (собеседование), итоговая аттестация (зачёт)

ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ ПК 4.3.

ПК 2.3. –   Осуществлять контроль и оценку хода и результатов выполнения работ и оказания услуг исполнителями

Технологии формирования

Средства и технологии оценки

лекции, практические занятия

устный опрос (собеседование), итоговая аттестация (зачёт)

 

 

  1. Организационно-педагогические условия

 

4.1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная литература

 Ивашевская, Е.Б. Рязанова, О. А. Лебедев, В. И. Позняковский, В. М. Экспертиза продуктов пчеловодства: качество и безопасность// http://e.lanbook.com/books/element.php.ru/.

  1. Каплич, Р. Б. Пчеловодство: Мед пчелиный [Электронный ресурс] : учебник / И. С. Серяков, И. П. Ковбаса. – Электрон. текстовые данные. – М: Издательство Новое знание, 2014. – 390 с. – Режим доступа http://e.lanbook.com/books/element.php.ru/. – [ЭБС «Лань»].

Дополнительная литература

 

  1. Гоннэ, М. Дегустация меда // М. Гоннэ, Г. Ваш / UNAF-APIMONDIA, Париж, 186 с.
  2. Морева, Л. Я. Методика сенсорного определения качества меда (схема колеса запахов и ароматов меда) / Л. Я. Морева, М. А. Козуб, Л. С. Абромчук / Краснодар – 2012, с. 14.
  3. Хельмут, Х. Все о меде: Обработка меда / Х. Хельмут, К. Люлльманн. – М. : Астрель, 2011. – 316 с.
  4. ГОСТ 19792-2017 Мед натуральный. Технические условия.
  5. ГОСТ 31766—2012 Меды монофлорные. Технические условия
  6. ГОСТ 32168-2013 Мед. Метод определения падевого меда
  7. ГОСТ 31768—2012 Мед натуральный. Методы определения гидроксиметилфурфураля
  8. ГОСТ 31774—2012 Мед. Рефрактометрический метод определения воды
  9. ГОСТ 34232—2017 Мед. Методы определения активности сахаразы. диастазного числа, нерастворимых веществ.

 

4.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

 Аудитории (помещения, места) для проведения занятий:

Лекции проводятся в аудитории №13;

Лабораторные занятия проводятся в аудитории №18.

Перечень специализированного оборудования

 

Для лекционных занятий

Наименование

оборудования

 

Марка

ШТ.

Переносной экран на треноге

APOLLO

1

Мультимедийный проектор

Toshiba TLP-XC 2000

1

Ноутбук

Lenovo

1

 

 Для лабораторных занятий

Наименование

оборудования

 

Марка

ШТ.

Переносной экран на треноге

APOLLO

1

Мультимедийный проектор

Toshiba TLP-XC 2000

1

Ноутбук

Lenovo

1

 

Плакаты, приборы и оборудования для проведения экспертизы и определения качества мёда, образцы меда.

  1. Оценка качества освоения программы

5.1. Аттестация успеваемости слушателей

Аттестация успеваемости слушателей – важнейшая форма контроля образовательной деятельности, включающая в себя целенаправленный систематический мониторинг освоения дополнительной профессиональной программы.

Основными формами контроля освоения программы являются текущий и итоговый.

Текущий контроль – это непрерывно осуществляемый мониторинг усвоения уровня знаний слушателей, формирования их умений и навыков за фиксируемый период времени. Формами и методами текущего контроля могут быть: дискуссии; кейс-стадии (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций); контроль выполнения и проверка отчетности по практическим работам. Текущий и контроль проводится в рамках аудиторной работы слушателя. Оценочные средства для текущего контроля слушателей по каждой дисциплине (модулю) учебного плана содержат типовые контрольные задания, или иные методические материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения программы. Примерный перечень оценочных средств по дополнительной профессиональной программе представлен в Приложении № 1.

Итоговый контроль является обязательным и осуществляется после освоения программы повышения квалификации в полном объеме. К итоговой аттестации допускаются лица, выполнившие требования, предусмотренные курсом обучения. Итоговый контроль проводится в сроки, предусмотренные учебным расписанием занятий. Для определения степени формирования и развития компетенций слушателя итоговый контроль по программе заключается в сдаче семинара-зачета или зачета.

Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.

5.2. Критерии оценивания знаний слушателей в процессе итогового контроля по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

Основой для определения оценки в процессе итогового контроля по программе повышения квалификации служит уровень усвоения слушателями материала, предусмотренного учебными программами дисциплин.

Общими критериями оценки ответа слушателей на семинаре-зачете/зачете являются следующие:

  • Знание фактического материала по соответствующему вопросу.
  • Знание современных теоретических подходов к изучению рассматриваемой· проблемы и умение использовать их в практическом аспекте.
  • Умение аргументировано излагать собственную точку зрения.
  • Умение логически правильно построить ответ, выявить причинно-следственные связи, четко обобщить изложенный материал.
  • Знание определений базовых понятий (терминов) дисциплины.

Критерии оценки знаний слушателей на семинаре-зачете/зачете:

 

оценка «зачтено»

Слушатель показал глубокое знание учебно-программного материала, успешно усвоил основную и дополнительную литературу по курсу, не допустил (допустил незначительные) ошибки в процессе устного опроса

оценка «не зачтено»

Слушатель показал пробелы в знаниях учебно-программного материала, не усвоил основную и дополнительную литературу по курсу, допустил значительные ошибки в процессе устного опроса

 

При оценке знаний слушателей в ходе итогового контроля обязательно учитывается степень активности, характер и результаты совокупной учебной деятельности слушателей по освоению программы, в том числе оценка их работы занятиях.

   Приложение № 1

Примерный перечень оценочных средств по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЙ

  1. Мед натуральный – что это? (действующее определение).
  2. В какой последовательности происходит процесс образования меда натурального? Опишите особенности каждого этапа его происхождения.
  3. Классификация меда натурального.
  4. Основные виды и сорта меда натурального и их характеристика.
  5. Каков химический состав и пищевая ценность меда натурального?
  6. Опишите биохимические процессы, протекающие в меду и способствующие его длительному хранению.
  7. Назовите основные углеводы и ферменты в составе меда. Опишите их значение.
  8. Назовите и опишите основные физические свойства меда натурального.
  9. В какой последовательности происходит процесс получения и первичной обработки меда? Опишите особенности каждого этапа.
  10. Назовите основные виды и условия обработки меда натурального.
  11. Опишите влияние переработки и хранения на мед. Назовите требования к помещению и емкостям для хранения меда.
  12. Какие физико-химические показатели используют для контроля качества меда натурально согласно ГОСТ 19792-2017 Мед натуральный. Технические условия?
  13. Какие требования безопасности предъявляют к меду натуральному согласно нормативным документам?
  14. Основные способы выявления фальсификации меда натурального.
  15. В какой последовательности происходит подтверждение соответствия качеству и безопасности меда натурального?

 

ВОПРОСЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЙ

  1. Для чего проводят органолептическую оценку меда?
  2. Какова последовательность определения вкуса, аромата, внешнего вида и консистенции меда?
  3. Какие виды кристаллизации меда различают?
  4. Для чего определяют влажность меда натурального? Какова последовательность определения массовой доли воды в меде натуральном?
  5. Какие основные принципы определения воды в меде натуральном согласно ГОСТ 31774—2012 Мед. Рефрактометрический метод определения воды?
  6. Для чего необходимо проводить качественный анализ на содержание гидроксиметилфурфураля в меду натуральном?
  7. На чем основан метод качественного определения гидроксиметилфурфураля в меду натуральном?
  8. Основные принципы и последовательность проведения реакции Селиванова-Фиге.
  9. Опишите зависимость окраски полученного раствора от количественного содержания гидроксиметилфурфураля.
  10. Для чего необходимо проводить качественную реакцию на падь?
  11. На чем основана известковая реакция? Опишите проведение известковой качественной реакции на падь.
  12. На чем основана уксусно-свинцовая реакция на падь? Опишите проведение уксусно-свинцовой качественной реакции на падь.
  13. Для чего необходимо проводить пыльцевой анализ меда натурального? Процентная идентификация ботанического происхождения.
  14. Этапы проведения метода определения ботанического происхождения.
  15. Для чего необходим фермент диастаза в меду? Основные принципы определения активности диастазы в меде.

 

МЕНЮ

Cookies

На этом сайте используются файлы cookie. Нажимая ПРИНЯТЬ или продолжая просмотр сайта, вы разрешаете их использование.